Игра как метод погружения в этико-деонтологические и психологические проблемы врачебной деятельности

авторы: М.А.Рогозина, С.Н.Подвигин, Е.Б.Гайворонская, Е.Ю.Каверина
Воронежская государственная медицинская академия имени Н.Н. Бурденко, кафедра психиатрии с наркологией

Современный врач  в своей  работе сталкивается  с множеством трудных ситуаций, требующих  не только профессиональной компетенции,    умения  принимать решение и действовать в интересах больного, но и знания  правовых основ врачебной деятельности,  нормативных предписаний  страховой медицины.  Правовая, этическая, психолого-мировоззренческая  и экономическая сферы врачебной деятельности  нередко находятся  в противоречивом взаимодействии и создают благоприятную почву для конфликтных отношений врач-пациент и нарушения главной врачебной заповеди: «Не навреди!». В сложившихся обстоятельствах многое зависит от   духовно-нравственной позиции врача, его психологической грамотности, которые в сложных  случаях могут стать единственно верными путеводителями на избранном поприще. 
С целью погружения  студентов-медиков   в этические и психологические проблемы современной врачебной деятельности  на кафедре психиатрии с наркологией ВГМА им. Н.Н.Бурденко разработаны и применяются учебные игры  в процессе  освоения предмета  «психология».
 Игра со  времен  Жана Пиаже признана одним из  базовых  методов  обучения. Она способна активировать  и затрагивать все познавательные  процессы, а также  формировать новые  эмоциональные, ценностные и поведенческие паттерны. В настоящее время игровые технологии используется как при обучении детей, так   при обучении взрослых. 
 Применяемые нами  игры условно разделены на две группы: познавательно - коммуникативные и проблемные. Первая группа используется  с целью самопознания, развития и улучшения личностных и коммуникативных качеств   будущих врачей. В большей степени эти игры проводятся со студентами I-II курсов всех факультетов. Вторая группа игр,  сценарии  которых составлены на основе  реальных историй болезни «трудных» пациентов, конфликтных ситуаций  или  врачебных  деонтологических  ошибок, предназначена для ознакомления студентов методом игрового погружения  со сложными  этико - психолого - правовыми  аспектами врачебной деятельности и научения  в игровой ситуации принимать психологически и этически выверенное врачебное решение.   Проблемные игры проводятся, в основном,  со старшекурсниками  (IV курсом стоматологического  и V курсом лечебного и педиатрического факультетов),  поскольку  они уже имеют опыт  взаимодействия с пациентами и знакомы с азами клинической работы. Ролевые групповые игры «Консилиум», «Вердикт»,  «Трудный пациент» позволяют студентам  расширить взгляд на проблемную историю и увидеть ее глазами больного,  его родственников,  страхового инспектора,  коллег, администрации больницы и других участников. Они помогают студентам  осознать свои положительные и негативные  личностные и коммуникативные качества, фокусируют внимание на потребностях и переживаниях пациента, мотивируют на изучение психологических и этических вопросов врачебной деятельности, на профессиональное совершенствование. Таким образом, наш опыт использования  игровых технологий в учебном процессе при изучении психологических и этико- деонтологических  вопросов  врачебной  деятельности  показал   высокую педагогическую результативность  данного подхода.      
Яндекс.Метрика