Балинтовская группа как «скорая помощь» при профессиональном дистрессе у психиатров

авторы: Ширяев О.Ю., Рогозина М.А., Подвигин С.Н., Шаповалов Д.Л.
Кафедра психиатрии с наркологией ГОУ ВПО «Воронежская государственная медицинская академия имени Н.Н.Бурденко» Росздрава

Во многих европейских странах участие в балинтовской группе рассматривается как одно из средств повышения профессиональной компетентности психиатров. Мы начали проводить балинтовскую группу с психиатрами и психотерапевтами г.Воронежа, ориентируясь на традиционную, обучающую цель такого рода групп- улучшение самопонимания специалиста в контакте с пациентом. В течение года врачи собирались 2 раза в месяц на 1,5- 2 часа для обсуждения трудных ситуаций и собственных переживаний, возникающих в общении с пациентами. В группе участвовало от 6 до 12 врачей со стажем работы от нескольких месяцев до двадцати и более лет. Самопроизвольно установилось свободное посещение группы, и она функционировала как открытая, что делало ее отличной от классической балинт- группы. В ней образовалось постоянное «ядро» из 3- 4 человек, в то время как состав остальных участников менялся. Некоторые врачи ограничивались участием в одной сессии.По другим процедурным моментам группа соответствовала основным канонам балинтовской. Большинство участников, как показал анализ протоколов сессии, выносили на обсуждение текущие (а не пережитые в прошлом) проблемы психиатрического контакта «врач- пациент», «врач- родственники больного». Острота эмоционального переживания текущего трудного случая более чем у половины докладчиков достигала уровня расстройства адаптации, которое оценивалось нами как кратковременная депрессивная или смешанная тревожная реакция. При обсуждении представленного случая врачи жаловались на бессонницу, головные боли, беспокойство, навязчивые размышления о собственном пациенте и взаимоотношениях с ним. Таким образом, взаимоотношения с пациентом были для части психиатров психосоциальным стрессом. Структура заявленных на сессиях врачебных проблем прямо или косвенно касалась вопросов оплаты, вознаграждения, установления границ терапевтического контакта. В высказываниях часто звучали чувство неудовлетворенности оплатой труда врачей, противоречивостью предъявляемых к врачу требований в действующей системе государственного здравоохранения. Групповое обсуждение нередко выходило за рамки запроса рассказчика и затрагивало его жизненную и профессиональную ситуацию с фокусировкой на экзистенциальных вопросах, смыслах и ценностях врачебной деятельности. Функции лидера группы были направлены на создание доброжелательной атмосферы обсуждения и развития «параллельного процесса» для анализа возникающих «здесь и сейчас» эмоций в группе. Ведущий практически не применял интерпретацию групповой динамики и был равноправным участником группы, то есть участвовал в обсуждении представленного случая. Таким образом, групповые процессы, протекающие в рамках технологии балинтовской группы, с одной стороны, напоминали экзистенциальный анализ, с другой стороны, акцентировались на поддерживающих процедурах. Такое ведение группы делало ее в большей степени терапевтической, нежели обучающей, аналитической. Как правило, в конце сессий- на круге шеринга- докладчики сообщали о чувстве облегчения, освобождения от напряжения, благодарили за поддержку коллег. Интервью в последующие дни показывало, что у врачей после участия в группе улучшались сон, настроение, появлялась уверенность в собственных силах, дезактуализировалась трудная ситуация.
Заключение. Опыт проведения балинтовской группы с психиатрами и психотерапевтами показал, что многие из них испытывают острый стресс, связанный с профессиональной деятельностью. Использованный нами вариант ведения балинтовской группы может применяться не только с обучающей целью, но в первую очередь как «скорая помощь» для снятия дистресса у врачей- психиатров и психотерапевтов в их профессиональной деятельности.
Яндекс.Метрика